Трасологическая экспертиза при ДТП в 2018 году

Содержание
  1. Зачем и как проводится трасологическая экспертиза при ДТП
  2. Что такое трасологическая экспертиза?
  3. Вопросы, решаемые экспертизой
  4. Стоимость трасологической экспертизы
  5. В каких случаях назначают трасологическая экспертиза при дтп
  6. Задачи трасологической экспертизы
  7. Когда проводится трасологическая экспертиза
  8. Для чего необходима трасологическая экспертиза
  9. Какие вопросы решает трасологическое исследование
  10. Стоимость трасологической экспертизы после ДТП
  11. Экспертиза трасологическая и автотехническая при ДТП | Юридическая самооборона
  12. Экспертиза дтп: виды
  13. Что такое трасологическая экспертиза
  14. Как проводится автотехническая и трасологическая экспертиза дтп в уголовном деле
  15. Проведение экспертизы в деле об административном правонарушении
  16. Как выиграть в суде: виновник дтп или потерпевший
  17. Трасологическая экспертиза при ДТП
  18. Область применения трасологической экспертизы
  19. Вопросы, решаемые трасологической экспертизой
  20. Назначение трасологической экспертизы
  21. Объекты исследования трасологии
  22. Экспертиза обстоятельств ДТП
  23. Что такое трасологическая экспертиза
  24. Как проводится трасологическая экспертиза
  25. Трасологическая экспертиза при ДТП: что это такое, стоимость
  26. Что значит транспортно-трасологическая экспертиза
  27. На основании чего делают выводы транспортные трасологи
  28. Пример ДТП с привлечением транспортно-трасологических экспертов
  29. Какой объём работ проводит эксперт при трасологической экспертизе
  30. Зачем заказывать трасологическую экспертизу

Зачем и как проводится трасологическая экспертиза при ДТП

Трасологическая экспертиза при ДТП в 2018 году

Трасологическая экспертиза – раздел криминалистической науки об оставленных следах и их последующее исследование на предмет причастности того или иного предмета к происшествию. В дорожно-транспортных происшествиях трасология играет не менее важную роль при изучении ситуации и определения виновника.

Такая экспертиза призвана решать огромный ряд вопросов, начиная с причин до ДТП и заканчивая последствиями. Она может установить, точно ли повреждения нанесены в период ДТП или же он были до этого события.

Что такое трасологическая экспертиза?

Сама по себе трасологическая экспертиза – очень широкое понятие, которое охватывает множество ситуаций, случившихся не только на дороге. Исключительно ситуации по ДТП разбирает транспортно-трасологический отдел. В ее обязанности входит разбор и изучение следов, которые являются следствием какого-либо взаимодействия с транспортными средствами.

Таким образом, экспертиза может точно определить виновника ДТП и восстановит все детали случившегося.

Кто является объектом трасологической экспертизы? Объекты трасологической экспертизы – это транспортные средства, которые изучаются экспертами на предмет создания ДТП или каким-то действием повлияли на исход ситуации.

Вопросы, решаемые экспертизой

Для изучения следов службу могут вызвать во множестве различных ситуаций, все их перечислить весьма затруднительно, но можно выделить основные, встречающиеся на практике, причины:

  1. Пострадавшие заявители могут необоснованно потребовать штраф от возможного виновника, указав на повреждения автомобиля, которые уже были на нем до совершения ДТП. Такой ситуацией очень любят пользоваться мошенники. Определить, действительно ли вмятина, царапина является следствием ДТП или она была еще до ситуации, может транспортно-трасологическая экспертиза. Она сопоставит события, которые были перед происшествием и разъяснит возможность данного события с последствиями.
  2. Отказ от страховщика может получить каждый пострадавший, так как подобные органы не всегда хотят выплачивать деньги, если этого можно избежать. Решить спор и доказать наличие страхового случая также может независимая служба экспертов.
  3. Споры по определению виновника – практически обычай на дороге. И если этот конфликт не решается между водителями, вызывается эксперт, который изучит ситуацию и определит настоящего виновника ситуации.
  4. Неправомерные обвинения в суде может помочь оправдать судебно-трасологическая экспертиза. Она изучает место происшествия и собирает доказательства невиновности участника дорожного движения и предоставляет необходимые документы при рассмотрении дела.

Чтобы независимые эксперты смогли сопоставить картину происшествия, им нужно предоставить максимальное количество информации. Это поможет в точности смоделировать схему ДТП и определит, как двигались его участники.

Проведение экспертизы подразумевает наличие определенного пакета заключений и материалов дела.

Методика трасологической экспертизы сводится к изучению следующих документов и материалов:

  1. Составленная участниками ДТП или полицией схема ситуации;
  2. Протокол, составленный правоохранительными органами;
  3. Фотоматериалы эксперта с места ДТП;
  4. Автомобили, попавшие в ДТП для изучения повреждений;
  5. и фото с транспортных средств (при наличии регистратора);
  6. Протокол проверки технического состояния авто;
  7. Справка о совершенном происшествии.

Весь перечень документов не является обязательным, но если ситуация очень тяжелая, тогда может понадобиться больше материалов.

Стоимость трасологической экспертизы

Расчет стоимости зависит от ситуации и наличия документов. Также, если заключение эксперта необходимо для судебного разбирательства, его нужно выполнять в сжатые сроки и такая работа может потребовать дополнительных финансовых вложений, которые будут стягиваться с заявителя. Стоимость экспертизы для суда в среднем по стране обходится в 15000 рублей.

Если изучение повреждений не является срочным делом и не требует дополнительной документации, а лишь заключение, тогда проведение экспертизы обойдется примерно в 2 раза дешевле и может изучаться в течение месяца.

В каких случаях назначают трасологическая экспертиза при дтп

Трасологическая экспертиза – это наилучший способ для установления истинных причин дорожно-транспортного происшествия. Осуществление трасологической экспертизы дает возможность воссоздать полную картину происшедшего во время аварии.

Транспортно-трасологическая экспертиза при дтп – исследование механизмов образования следов, возникающих исключительно при ДТП.

Иными словами, криминалистика – наука, позволяющая максимально изучить место происшествия и правильно прочитать картину следов, раскрывая механизм всей аварии.

Задачи трасологической экспертизы

Эксперты, проводящие трасологию, посредством своих исследований решают спектр вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортного происшествия, и решают следующие задачи:

  • определение механизма происшествия (с указание даты, времени, места и состава участников);
  • определение места столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода либо препятствие);
  • соответствие места столкновения либо наезда, указанное на схеме происшествия экспертным подсчетам;
  • определение последовательности действий транспортных средств во время столкновения;
  • определение контактных частей транспортного средства, которые пострадали в результате ДТП;
  • определение угла столкновения транспортных средств;
  • уточнение данных о лицах, указанных в постановлении о назначении экспертизы находившихся за рулем.

Широко распространено назначение транспортно – трасологических экспертизы страховыми компаниями. Конкретно этот вид экспертизы позволяет достоверно определить соответствие повреждений на механизмах транспортных средствах обстоятельствам ДТП.

Когда проводится трасологическая экспертиза

Страховая отказала в выплате

Читайте об основаниях для отказа в выплате по ОСАГО в этой статье

Аварийная экспертиза в гражданском процессе часто проводится автолюбителями, которым по каким-либо причинам отказали в выплате страховых взносов. Этими причинами круг проблем ограничивается не всегда:

  1. Возможно назначение трасологической экспертизы следователем при необходимости установить полную картину происшествия, а также наказать виновных вследствие судебного разбирательства;
  2. Транспортно-трасологическая экспертиза проводится, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, преследуя цель уклонения от судебного разбирательства и последующего наказания;
  3. Судебная экспертиза МВД проводится в обязательном порядке при нанесении ущерба здоровью либо жизни одного из участников ДТП;
  4. Если картина происшествия полностью не ясна, и каждый из участников ДТП старается доказать свою правоту;
  5. Если отсутствует возможность прояснить ситуацию и механизм аварии на месте;
  6. Когда на невиновное лицо пытаются возложить обвинения в дорожно-транспортном происшествии;
  7. Когда страховая отказала в выплате по ОСАГО на тех основаниях, что обстоятельства ДТП до конца не выяснены.

Провести трасологическое исследование любой из участников ДТП вправе самостоятельно, причем к выбору эксперта нужно подойти тщательно – от этого во многом зависит исход дела.

Для чего необходима трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза после ДТП необходима для определения механизма происшествия, отображающего последовательность каждой его стадии. Трудно установить виновность одной из сторон, когда автомобили двигались в попутном направлении.

Экспертиза требуется для идентификации следов происшествия с собранными образцами.

Участники дорожного автотранспортного происшествия должны иметь в виду, что объектом трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются зафиксированные документально следы, то есть отдельные предметы, транспортные средства, люди. Отсутствие следов исключает возможность проведения трасологии.

Какие вопросы решает трасологическое исследование

Спектр вопросов, решаемых посредством проведения подобной экспертизы, весьма широк. В зависимости от анализируемых объектов, целей и задач, выделяется три группы вопросов:

  1. Определение групповой принадлежности транспортных средств:
    • вид транспорта, оставивший следы на месте происшествия;
    • модель шин, оставивший след на месте аварии;
    • принадлежность следов представленному виду транспортного средства;
    • возможность удара автомобилей А и В, исходя из формы, размеров и расположения повреждений на транспортных средствах.
  2. Установление целого по частям:
    • определение принадлежности поврежденных деталей, обнаруженных на месте происшествия, конкретным транспортным средствам;
    • определение целостности деталей до дорожно-транспортного происшествия, обнаруженные на месте аварии и транспортных средствах.
  3. Установление конкретного транспортного средства, участвовавшего в аварии:
    • принадлежность следов конкретному транспортному средству;
    • определение численности транспортных средств, оставивших следы;
    • принадлежность следов на месте происшествия конкретной автомобильной шине.

Стоимость трасологической экспертизы после ДТП

Анализ материалов заказчика, а также консультирование проводится бесплатно на месте происшествия. Подготовка трасологической справки с кратким заключением делается в течение одного-двух дней и стоит 5 000 рублей. Трасологическое исследование с полным экспертным заключением стартует от 10 000 рублей и готовится около трех-пяти дней.

Что определяет трасологическая экспертиза при ДТП? Ответит специалист в видео ниже:

Экспертиза трасологическая и автотехническая при ДТП | Юридическая самооборона

Статья актуальна на 2018 год

Ни один водитель, даже тщательно соблюдающий Правила дорожного движения Украины, не застрахован от дорожно-транспортных происшествий. Как минимум, из-за того, что на дорогах, как и в жизни, хватает невнимательных, халатных, да и просто неадекватных людей.

Последствия ДТП могут быть самыми разными: начиная механическими повреждениями и заканчивая летальным исходом участников. Юридическими последствиями ДТП являются дела об административных правонарушениях или уголовные дела, в зависимости от обстоятельств и нанесенного ущерба.

Во всех случаях ключевым фактором в деле является установление вины каждого из участников. Это имеет значение, как для привлечения к ответственности, так и для получения компенсации нанесенных убытков.

Если речь идёт о столкновении транспортных средств, то страховая компания виновника ДТП возмещает ущерб потерпевшему только в случае установления вины в деле об административном правонарушении или уголовном деле.

Установление вины, так же как и других обстоятельств ДТП, должно иметь под собой доказательную базу. Весомыми доказательствами в подобной категории дел являются заключения экспертов. Проведение экспертизы автомобиля после ДТП имеет множество нюансов, которым и посвящена данная статья.

Экспертиза дтп: виды

Экспертизы автомобиля после ДТП называются инженерно-транспортными экспертизами и делятся на такие виды, как:

  1. транспортно-трасологическая экспертиза;
  2. автотехническая экспертиза автомобиля;
  3. железнодорожно-транспортная экспертиза;
  4. экспертиза состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.

Наиболее часто используются первые два вида экспертиз.

Что такое трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза – это экспертиза, целью которой является:

  1. идентификация автомобиля (типа, модели) по следам, оставленным на месте ДТП;
  2. установление взаимного расположения или расположения на проезжей части, места столкновения автомобилей в момент контакта, места наезда на препятствие или пешехода.

Данная экспертиза является особенно важной и даже необходимой, если после ДТП виновник скрылся.

Судебно-трасологическая экспертиза поможет ответить на такие вопросы, как:

  • оставлены ли определенные следы колесами, шинами конкретного автомобиля;
  • к какой марке принадлежит автомобиль, чьи следы обнаружены на месте ДТП;
  • каким было взаимное расположение автомобилей или автомобиля и препятствия (пешехода), когда произошло столкновение и в каком месте оно произошло и так далее.

Поскольку данная экспертиза исследует следы, обнаруженные на месте ДТП и повреждения транспортных средств, проводить её можно только в случае, если после ДТП сохранились объекты, на которых есть такие следы или же следы были зафиксированы в материалах дела.

Эксперту предоставляются либо сами предметы, на которых сохранились следы, либо их слепки и масштабные фотоснимки, а также протоколы осмотра места происшествия (при наличии — акт судебно-медицинского исследования повреждений на теле потерпевшего).

Автотехническая экспертиза ДТП ставит перед собой другие задачи и отвечает на другие вопросы, а именно позволяет установить механизм ДТП (скорость и траекторию движения автомобилей, расстояние, которое преодолел автомобиль за определенный отрезок времени), наличие технических неисправностей и их связь с ДТП, соответствие действий водителей техническим требованиям правил дорожного движения (далее — ПДД).

Так, примерами вопросов, которые могут быть поставлены эксперту, являются следующие:

  1. имел ли автомобиль технические неисправности до ДТП, которые могли стать его причиной;
  2. была ли у водителя возможность обнаружить неисправности или предотвратить ДТП при их наличии;
  3. каким образом неисправности повлияли на происшествие, если повлияли;
  4. какой была скорость автомобиля с учетом повреждений, которые он получил при столкновении или же следов, оставленных на месте ДТП;
  5. какой была максимально допустимая скорость или безопасная дистанция между автомобилями (расстояние для безопасного обгона) в условиях дорожной обстановки, которая имела место;
  6. как должен был действовать водитель в конкретных условиях, чтобы его действия соответствовали техническим требованиям ПДД;
  7. имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение или наезд с момента возникновения опасности для движения или с момента обнаружения препятствия для движения;
  8. были ли, с технической точки зрения, действия водителя в причинной связи с ДТП и т.д.

Особого внимания требует вопрос о причинно-следственной связи между нарушениями ПДД и ДТП, поскольку в случаях нарушение ПДД обоими водителями, действия одного из них могут и не быть причиной ДТП. Если протоколы составлены в отношении нескольких участников, то именно данный вопрос может стать решающим в том, кто же из них является виновником.

Как проводится автотехническая и трасологическая экспертиза дтп в уголовном деле

В уголовном деле на стадии досудебного расследования экспертиза может быть инициирована следователем, прокурором или адвокатом. Потерпевшая сторона или же сторона защиты имеют право подать ходатайство о привлечении эксперта, если следователь не делает этого по собственной инициативе. Естественно, такое ходатайство должно быть обоснованным.

Также сторона защиты может обратиться к эксперту в частном порядке (то есть не через следователя).

Если следователь или прокурор отказывают в назначении экспертизы, то сторона защиты обращается к следственному судье с ходатайством.

В таком ходатайстве необходимо правильно изложить обстоятельства, которыми обосновываются необходимость экспертизы и перечень вопросов, которые необходимо поставить перед экспертом.

Сторона защиты должна, помимо прочего, доказать невозможность самостоятельного привлечения эксперта.

При составлении ходатайства и формулировке вопросов необходимо обратить внимание на ряд тонкостей, таких как:

  • момент возникновения опасности для движения;
  • данные о состоянии дорожного покрытия;
  • и обстоятельства относительно действий участников события, из которых должен исходить эксперт при проведении исследований.

Вместе с документом о назначении экспертизы эксперту предоставляются все материалы уголовного производства.

Проведение экспертизы в деле об административном правонарушении

В деле об административном правонарушении (если ему не предшествовало возбуждение уголовного дела, в котором проводилась экспертиза), экспертиза проводится либо в частном порядке либо уже в суде по ходатайству стороны.

При этом нужно учитывать, что некоторые судьи критично относятся к экспертизам, проведенным во внесудебном порядке.

Как выиграть в суде: виновник дтп или потерпевший

По опыту можем сказать, что проведение технической экспертизы автомобиля после ДТП может стать решающим фактором в защите участника ДТП, в деле об административном правонарушении, и особенно в уголовном деле.

Вне зависимости от того, насколько вы уверены в своей правоте по делу и даже при наличии свидетелей и других доказательств, недооценивать роль экспертизы не стоит, поскольку для следователя или судьи ваша правота в деле может не быть очевидна.

Для того чтобы выиграть дело (защититься от обвинения или же привлечь реального виновника к ответственности) необходимо знать:

  1. как заказать или инициировать проведение экспертизы, как настоять на её проведении;
  2. какие материалы необходимо передать эксперту для проведения экспертизы;
  3. как правильно сформулировать вопросы с учётом конкретной ситуации;
  4. как правильно выбрать эксперта (если экспертиза проводится в частном порядке);
  5. как действовать, если второй участник ДТП также провёл экспертизу (можете не сомневаться, что результаты такой экспертизы будут прямо противоположны вашей экспертизе).

Это лишь некоторые из вопросов, с которыми сталкиваются участники при проведении экспертизы и решение, которых требует участие в деле опытного защитника.

В уголовных делах проведение повторной автотехнической экспертизы, в отличие от гражданского процесса, законодательством не предусмотрено.

Если в ходе рассмотрения дела по ДТП вина не установлена, то впоследствии взыскать материальный ущерб с виновника можно в том случае, если речь идёт о наезде на пешехода или же причинение вреда столкновением автомобилей третьим лицам – пешеходам, пассажирам.

Если вам нужна помощь квалифицированного специалиста в защите по уголовному делу или делу об административном правонарушении – обращайтесь по телефону (097)118 63 11 или же пишите на почту [email protected]

  1. Взыскание ущерба с виновника ДТП в большинстве случаев возможно только при установлении его вины судебным решением в деле об административном правонарушении или в уголовном деле.
  2. Одним из весомых доказательств является заключение эксперта. В делах по ДТП проводятся инженерно-технические экспертизы, к которым относятся судебная автотехническая экспертиза и трасологическая.
  3. С помощью автотехнической экспертизы можно установить механизм ДТП, наличие неисправностей транспортного средства, соответствие действий водителей требованиям ПДР.
  4. Трасологическая экспертиза изучает следы, оставленные транспортными средствами на месте ДТП, и позволяет ответить на вопросы относительно места столкновения, направления движения, типа и марки автомобиля, оставившего следы.
  5. При ведении уголовного дела или дела об административном правонарушении во многих случаях незаменимой является помощь опытного защитника, который знает об особенностях проведения экспертиз и её использования при защите интересов участника ДТП.

Адвокат Геарисмов Петр Александрович,
тел. (097)118 63 11
[email protected]
http://gerasimovpa.com/

Понравился материал? Будем благодарны за репост в соцсетях!

Трасологическая экспертиза при ДТП

Многообразие дорожно-транспортных происшествий порождает различные спорные ситуации, решение которых без специальных познаний в области трасологии практически невозможно, особенно когда дело касается тяжких последствий.

Трасология, как раздел криминалистики, изучает следы и все что с ними связанно – механизм их образования, обнаружения и фиксации. Понятие следов автомобиля в трасологии несколько шире, чем в обывательском значении.

Применительно к дорожно-транспортным происшествиям, след – это не только непосредственно «протектор» автомобиля на асфальте, но и последствия столкновения на кузове автомобиля (сколы, вмятины, царапины и пр.

), фрагменты частей кузова, следы крови на проезжей части и прочее.

Важно! Установление обстоятельств ДТП путем исследования следов является предметом трасологической экспертизы.

Область применения трасологической экспертизы

Трасологическая, или как ее еще принято называть – транспортно-трасологическая экспертиза, может быть с успехом применима при следующих обстоятельствах:

  • в случае оспаривания отказа страховой компании в полной или частичной выплате страхового возмещения по причине несоответствия повреждениям автомобиля фактическим обстоятельствам ДТП;
  • в рамках гражданского дела по исковому заявлению о возмещении ущерба в результате ДТП;
  • уголовное преследование по подозрению в совершении преступления, связанного с эксплуатацией транспортных средств и нарушением ПДД;
  • по делу об административном правонарушении.

Вопросы, решаемые трасологической экспертизой

На разрешение трасологической экспертизы может быть поставлен достаточно широкий круг вопросов. В зависимости от целей, задач, а также представляемых эксперту объектов, вопросы условно разделяют на следующие категории:

  1. установление родовой принадлежности транспортного средства и его частей (например, по обнаруженным следам устанавливается, что в ДТП участвовал грузовой автомобиль, а не легковой; определяется конкретная модель шин);
  2. установление конкретного автотранспортного средства (например, по обнаруженному следу протектора и фрагменту кузова устанавливается участие в ДТП конкретного автомобиля);
  3. установление принадлежности части объекта к целому (например, подтверждается, что обнаруженный фрагмент пластика является составной частью бампера автомобиля);
  4. установление отдельных фаз механизма ДТП (например, определяется точное место наезда автомобиля на пешехода, их взаимное расположение, направление движения автомобиля; последовательность образования повреждений при столкновении нескольких автомобилей).

Важно! Правильно поставленные вопросы эксперту – залог положительного результата всей экспертизы.

Назначение трасологической экспертизы

Порядок и нормативные основания назначения трасологической экспертизы обусловлены категорией дела:

  • по уголовному делу следователем (дознавателем) в соответствии с УПК РФ выносится постановление о назначении трасологической судебной экспертизы (в случае назначения экспертизы судом выносится определение);
  • по делам об административных правонарушениях должностными лицами выносится определение в соответствии с КоАП РФ;
  • по гражданскому делу экспертиза назначается судом путем вынесения определения в порядке, предусмотренном ГПК РФ.

В постановлении (определении) в обязательном порядке указывается: основания назначения экспертизы, ФИО эксперта или наименование экспертного учреждения, вопросы эксперту, перечень представляемых документов и объектов.

Объекты исследования трасологии

Важно, чтобы эксперт обладал максимально возможным объемом данных по обстоятельствам ДТП.

Эксперту могут потребоваться следующие материалы и документы: схема происшествия, справка о ДТП, протоколы следственных действий (осмотр места происшествия\транспортного средства\предметов, следственный эксперимент), пояснения участников ДТП и очевидцев, фото\видео материалы, заключения ранее выполненных экспертиз.

Важно! Объективность трасологической экспертизы напрямую связана с полнотой и качеством представленной на исследование информации.

Часто эксперту требуется лично исследовать место происшествия, транспортные средства, их фрагменты и составные части или иные объекты. Необходимо принять все меры к сохранению следов происшествия – ведь как показывает практика, даже наспех устраненная царапина на кузове автомобиля может привести к отрицательному результату всей экспертизы.

По окончанию производства экспертизы изготавливается заключение, в котором будут сделаны выводы – ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

Экспертиза обстоятельств ДТП

Несмотря на то, что трасологическая экспертиза охватывает достаточно большой объем решаемых вопросов, нередко возникает необходимость в привлечении специалистов других направлений. Так, для определения скорости движения автомобиля в момент столкновения уже потребуются знания эксперта-автотехника.

В таких случаях проводится комплексная автотехническая экспертиза (экспертиза обстоятельств ДТП). В зависимости от поставленных задач, для производства указанной экспертизы могут привлекаться эксперты и других специальностей: оценщик, судебный медик, металловед и др.

Для решения конкретных задач могут быть отдельно проведены экспертизы: товароведческая (оценочная), металловедческая, технико-диагностическая, ситуационная и другие.

В большинстве случаев от заключения трасологической экспертизы зависит исход всего дела, сложно переоценить ее значение. Добиться постановки необходимых вопросов эксперту, проконтролировать этапы назначения и производства экспертизы – главная задача для юриста, без помощи которого тяжело добиться положительного результата.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Получить бесплатную консультацию

Что такое трасологическая экспертиза

Оставленные колесами автомобилей следы (скольжения, торможения, юза, волочения и т.д.), механические повреждения машин (задиры, порывы, царапины и т.д.) несут информацию о том, как развивались события в конкретной фазе. Это дает возможность восстановить картину ДТП, от начала до конца.

Следы – материально зафиксированные отражения отдельных предметов, людей, транспортных средств. Трасология изучает и оставленные на месте происшествия следы, и следообразующие объекты, которые их могли образовать.

Трасологическая экспертиза полезна при:

  • спорных ситуациях при восстановлении действий водителей, повлекших за собой аварию (причины и наличие возможности предотвратить столкновение);
  • необходимости идентифицировать следы происшествия с конкретным автомобилем (был ли он вообще на месте аварии или получил повреждения, или их часть, в другом месте). Особенно, если есть подозрения, что водитель скрылся с места ДТП;
  • определении соответствия повреждений на транспортных средствах механизму и обстоятельствам ДТП (часто важно при оформлении страховых выплат по каско и ОСАГО);
  • так называемых «подставах» (когда злоумышленник «подрезает» машину законопослушного водителя и утверждает, что нужно компенсировать ущерб его автомобилю).

Чем больше информации предоставлено эксперту, тем вернее он сможет определить, как двигались участники ДТП и точнее смоделировать картину аварии.

Особенности трасологической экспертизы и страховых выплат раскрываются в видеоролике.

Эксперт-трасолог довольно уверенно сможет определить:

  • модель шин и их принадлежность конкретному авто;
  • каким количеством машин оставлены следы;
  • место столкновения или наезда;
  • вид транспорта;
  • вероятность соударения конкретных машин в конкретной ситуации;
  • какими частями, под каким углом и в какой последовательности произошло столкновение автомобилей;
  • кто из указанных в постановлении о назначении экспертизы лиц, находился за рулем автомобиля;
  • скорость движения, тормозной и остановочный путь, а также остановочное время;
  • техническую возможность предотвращения ДТП;
  • как нужно было действовать участникам дорожного движения в сложившейся ситуации по правилам дорожного движения.

ПРИМЕР. На заснеженной трассе встречный автомобиль после заноса выезжает на встречную полосу и разворачивается вправо, встав поперек дороги. Следовавший в этом направлении по своей полосе другой автомобиль, не успев избежать столкновения, ударяет левой передней частью в заднее левое крыло нарушителя.

На записи регистратора фиксируется только выезд встречного авто на полосу водителя, далее видео обрывается. Водитель встречной машины получил черепно-мозговую травму и ничего не помнит.

Именно транспортно-трасологическая экспертиза после изучения следов контакта на обоих автомобилях расставит все точки в механизме ДТП, и поможет водителю следовавшего по своей полосе автомобиля доказать свою невиновность.

Как проводится трасологическая экспертиза

Эксперту для изучения потребуется пакет основных документов:

  • схема ДТП;
  • протокол об административном правонарушении;
  • протокол проверки технического состояния машины;
  • фотографии и видеозаписи (в том числе с видеорегистраторов) с места ДТП;
  • автомобили участников ДТП (на предмет изучения их повреждений);
  • справка о ДТП из ГИБДД;
  • комментарии участников и свидетелей ДТП.

В сложных случаях могут потребоваться дополнительные материалы.

Основные принципы исследования следа показаны в видеоролике на примере изучения отпечатка ноги.

После наружного осмотра автомобили участников ДТП фотографируют, фиксируют неисправности (трещины, изломы, обрывы, деформации, перекосы и т.д.). При необходимости выявить скрытые повреждения разбираются агрегаты и узлы. Определяются направление, оси, характер и сила взаимодействия объектов при контакте.

При необходимости проводится осмотр самого места аварии.
А также моделирование ситуации в графических компьютерных программах.

Результаты экспертизы отражаются в письменном заключении. Результаты можно оспорить по критерию соблюдения процессуальных норм проведения экспертизы.

ВАЖНО! Эксперт может делать выводы только по техническим вопросам (возможно ли получение таких повреждений, была ли техническая возможность предотвратить столкновение), а не о степени виновности того или иного участника аварии (это компетенция суда).

Определение размера ущерба – задача другого вида автотехнической экспертизы: автотовароведческой.

Транспортно-трасологическая экспертиза позволяет четко и верно восстановить события ДТП и проанализировать совершенные участниками аварии действия и возможности по предотвращению столкновения.

Трасологическая экспертиза при ДТП: что это такое, стоимость

Одним из видов определения виновных, который используется до сих пор, является трасологическая экспертиза при ДТП. Следы аварии остаются не только на машине, но и вокруг неё.

По ним эксперты могут подробно рассказать, как именно всё произошло, кто виноват и почему.

Самые сложные ситуации, когда, казалось бы, нет ни одного свидетеля, невозможно понять, как произошло ДТП, кто виноват в аварии, разрешаются абсолютно однозначно благодаря криминалистической науке – трасологии.

Что значит транспортно-трасологическая экспертиза

Область криминалистики всегда вызывает особый интерес, а фильмы, раскрывающие тайны работы трасологов, воспринимаются почти как фантастика. Но вся работа экспертов основана на математических расчётах, физике, химии, механике и многих других точных науках.

Трасологическая экспертиза изучает закономерности следов на всех предметах, участниках и поверхностях места происшествия и извлекает и фиксирует из этой информации весь материал, необходимый для проведения следствия.

Бывает так, что авария произошла, а свидетелей нет. Картина на месте совершенно непонятная, а все участники обвиняют кого угодно, только не себя. Это запутанная ситуация требует вмешательства экспертов, которые по следам могут обрисовать всю картину события. На основании отчёта экспертов, следователи определяют ход дальнейшего следствия.

Работники ГИБДД приезжают на место, помогают пострадавшим, задерживают виновных, если они не пострадали. Инспекторы ГАИ выполняют свои обязанности и заполняют ту отчётность, которая лежит на их плечах.

При трагических авариях в работу включаются следователи уголовного отдела и, соответственно, криминалисты. В том числе и транспортные трасологии. В их обязанность входит исследовать место происшествия, все объекты и предметы.

На основании изученных следов эксперты определяют скорость, с которой двигались ТС, ситуацию, силу удара, рикошет, другие параметры.

После фиксирования данных, на основании материалов протоколов ГИБДД и уголовного дела, выстраивается полная картина события предшествовавшего трагедию. Работа экспертов не афишируется. Все материалы передаются с уголовным делом в суд, как и заключения экспертов. Бывает так, что следствие приостанавливается в ожидании отчёта по экспертизе.

На основании установленных фактов, следователи проводят повторное дознание, допросы. Только тогда перед следствием вырисовывается полная картина произошедшего.

На основании чего делают выводы транспортные трасологи

Эксперт транспортной криминалистической трасологии на месте происшествия изучает:

  • следы шин автомобилей – участников ДТП;
  • детали и части машин, разбросанные на месте;
  • расстояние между всеми находящимися в зоне объектами;
  • характерность повреждений;
  • личные вещи потерпевших, их местоположение;
  • где находились сами потерпевшие после аварии (положение тел).

Чтобы хорошо выполнить свою работу эксперты требуют от инспекторов ГИБДД, прибывших первыми на место, и следователей некоторые документы и отчёты:

  1. Протоколы осмотра места ДТП.
  2. Уголовное дело со всеми приложениями, необходимыми для экспертизы.
  3. Панорамную фотосъёмку. Криминалистическую фототаблицу делают специалисты. Но прибывшие на место сотрудники ГИБДД ограничивают место события. А когда невозможно перекрыть движение полностью, проводят панорамную фотографию. Это означает, что фотографируют всё, что связано с ДТП – машины со всех сторон, местность, светофор, пешеходную дорожку и т. д. 12 фотографий должны быть выполнены так, чтобы была понятна общая картина.

Если на машине стоит антиблокировочная система (ABS), практически всегда тормозной путь машины не обозначается на асфальте. Поэтому практически невозможно доказать без трасологической экспертизы скорость движения транспортного средства на момент столкновения.

Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП проводится около 2 – 3 месяцев. Ещё столько же уходит на проведение уголовного расследования.

Обычно, если виновный в аварии со смертельным исходом признаёт свою вину и обе стороны готовы прийти к мирному урегулированию конфликта, то суд состоится через 5 месяцев.

На заседании могут быть предоставлены доказательства мирного досудебного разрешения конфликта.

Обычно, следственные действия проводятся в течение 6 месяцев, с момента совершения ДТП до вынесения судом решения.

Пример ДТП с привлечением транспортно-трасологических экспертов

Жизненная ситуация, в которой невозможно было бы определить доли вины каждого участника трагедии без работы экспертов-трасологов.

Руководитель одного из крупных отделов Администрации муниципального образования и его зам., проработали вместе более 20 лет. По долгу службы им было необходимо срочно ехать на проверку в другое муниципальное образование по федеральной трассе. Служебные машины, по трагическому стечению обстоятельств, оказались на ремонте, на выезде.

Было принять решение ехать на собственной машине (Хендай Солярис) заместителя, который давно перешагнул 67-летний рубеж. На трассе случилась серьёзная авария, в которой получил тяжёлые травмы пассажир – заведующий отделом, после чего, через месяц скончался на больничной койке.

Водитель (заместитель руководителя) получил травмы менее серьёзные и остался жив.

На месте события невозможно было определить стандартным способом тормозной путь Джип Чероки, который нанёс удар в момент разворота Хендай. Владелец джипа заявил, что шёл со скоростью 90 км/ч. Свидетель, который ехал следом, подтвердил, что тоже двигался с такой скоростью.

Позже, когда была проведена трасологическая экспертиза, свидетель признался, что владелец джипа попросил его лжесвидетельствовать. Водитель Хендай с сотрясением мозга и множественными переломами, вообще не мог давать показания около месяца.

Поэтому эксперты-трасологи провели экспертизу и определили, что джип двигался со скоростью 130 км/ч, а водитель пострадавшего пассажира перед разрешённым разворотом налево, сначала взял немного вправо. Оба, и пассажир, и водитель не были пристёгнуты ремнями безопасности.

Если бы они соблюдали правила, то пассажир остался бы жив, водитель же, не вылетел из машины, а скончался бы на месте. Вину водитель признал. Семья погибшего человека не стала настаивать на уголовном наказании, потребовала материальную компенсацию затрат на похоронные ритуалы и годовщину около 1 млн р.

Суд вынес приговор с учётом большого количества факторов:

  1. Выезд совершён в рамках рабочего времени по работе (травма на работе, которая была зафиксирована на работе);
  2. Авария произошла на частном автомобиле, который использовался в служебных целях.
  3. Зам. (был за рулём) более 50 лет занимал руководящие должности – предоставлена характеристика с работы и из Министерства ведомства.
  4. Все участники ДТП были трезвые.
  5. Стороны разрешили конфликт в досудебном порядке.
  6. Суду предоставлена нотариально заверенная расписка о передаче денег в счёт компенсации за моральный ущерб, траты на медицинские процедуры, операции и реанимацию, погребение и связанные с ним расходы.

На основании криминалистического альбома, выводов следствия, показаний свидетелей, суд вынес решение освободить от уголовной ответственности водителя.

Именно в приведённом случае, виновный был готов понести наказание (условный срок до 1,5 лет), но пострадавшая сторона посчитала более выгодным для семьи денежную компенсацию.

На этом примере можно сделать вывод, что без транспортно-трасологической экспертизы невозможно было бы доказательно определить, кто и с какой скоростью двигался по дороге, какие манёвры совершал.

Ясная картина произошедшего появилась только после проведённой экспертизы повреждений обеих машин, положения на дороге тел, транспортных средств относительно друг друга и в пространстве.

Какой объём работ проводит эксперт при трасологической экспертизе

В работу криминалистов не имеют права вмешиваться ни работники ГИБДД, ни следователи. Это отдельная, авторитетная «каста» среди судебных экспертов.

Транспортный трасолог может определить:

  • угол удара, столкновения ТС по положению и нанесённым повреждениям;
  • скорость движения всех авто на момент столкновения;
  • положение каждого автомобиля на дороге и по отношению друг к другу перед столкновением, расстояние между ними в движении;
  • вид ТС, если на дороге остались следы шин;
  • модель авто;
  • какой стороной или частью корпуса столкнулись машины, или был нанесён удар;
  • стояла машина или двигалась;
  • в каком направлении передвигался автомобиль;
  • что было причиной ДТП – занос, торможение, буксовка или «свободный полет» транспортного средства.

На основании собранного материала, идентификации, анализа, экспертизы, расчётов и других специфических инструментов криминалистики, эксперт полностью воссоздаёт картину произошедшего с указанием действий, скорости и модельного поведения всех участников ДТП.

На основании этого следователи и проводят дознание.

Зачем заказывать трасологическую экспертизу

Бывают ситуации, когда страховая компания считает, что произошёл не страховой случай. Чтобы вы могли отстоять свои права, доказать невиновность или получить выплаты по ОСАГО, Каско, РСА, свои услуги предоставляет независимая трасологическая экспертиза после ДТП, стоимость которой, в принципе, зависит от населённого пункта, где её заказывать.

В среднем, цена может варьировать:

  • экспертиза для ОСАГО – от 5500 р. до 25 тыс. р. с выездом на место и оформлением всех необходимых документов;
  • для Каско – от 10 тыс. р. до 40 тыс. р.

Самая недорогая услуга – оценка ущерба после ДТП. Оценку ущерба проводит и сама страховая компания, но не всегда она готова сразу выплатить всю сумму.

Например, в приведённой ситуации с ДТП со смертельным исходом, ОСАГО выплачивается потерпевшей стороне только на основании судебного решения.

Но, в срок 10 дней с момента аварии застрахованное лицо обязано написать заявление в страховую компанию. Потерпевшим будет выплачена сумма в 500 тыс. р. Из них 25 тыс. р. на погребение.

В случаях, когда уголовное дело не возбуждается, трасологическая экспертиза проводится за счёт заинтересованной стороны. Например, если вы точно знаете, что не виновны, но не можете это доказать обычным путём. Или инспекторы ГИБДД не имеют технических возможностей, полномочий и знаний в области криминалистической экспертизы (это не их область ведения), чтобы определить истинного виновного.

Автотранспорт, пострадавший в ДТП на время следствия находится под арестом на штрафстоянке. Близкий родственник забрать из машины может только самые необходимые вещи после проведения необходимых действий со стороны экспертов, и под строгим наблюдением следователя (под расписку).

Трасологическая экспертиза при ДТП – что это такое для водителя, который получил отказ от страховой компании? Это возможность получить деньги и отремонтировать ТС, после аварии, например. Или просто найти правду – ведь не зря каждый собственник авто обязан оформлять ОСАГО и платить страховые взносы.

Всегда, когда трудно определить, кто прав, кто виноват при дорожно-транспортном происшествии, на помощь следствию приходят эксперты. Криминологическая транспортно-трасологическая экспертиза – это последнее, самое компетентное слово в расследовании ДТП.

Современные методы исследований, компьютерные программы позволяют моделировать события, участников и выявить все причинно-следственные связи, приведшие к столкновению. Обман участников, виновных, свидетелей быстро раскрывается благодаря неоспоримым фактам.

Не стоит требовать от работников ГИБДД тех действий, которые они не уполномочены совершать. Фиксирование акта совершения ДТП, алко и наркологичские тесты, наказания административного порядка – это компетенция гаишников. А более сложные, требующие знаний в совершенно других областях наук – работа экспертов криминологии.

Добавить комментарий