Урок технической грамотности. Газораспределительный механизм


Доброго дня, уважаемые читатели! В данной статье хотелось бы вкратце и доступным языком разъяснить, что же такое ГРМ. Зачем оно вообще нужно нашему автомобилю и «с чем его едят». Газораспределительный механизм, а именно так и расшифровывается эта аббревиатура, является второй важнейшей и большой системой ДВС. То есть, как и КШМ, ГРМ так же можно считать желудочком или предсердием сердца нашего автомобиля. И именно поэтому каждый уважающий себя автомобилист должен иметь представление о таком важнейшем механизме, как ГРМ.

Что ж, как расшифровывается что-то очередное и заумное мы выяснили. А для чего же все это нужно, в чем, так сказать, смысл и функционал, из чего состоит этот механизм?

Газораспределительный механизм предназначен для наполнения камер сгорания цилиндров очередной порцией свежего воздуха или топливовоздушной смеси определенного объёма, а также выпуска отработавших газов, согласно тактам работы ДВС. Помимо этого, ГРМ отвечает за надежную изоляцию камер сгорания от окружающей среды в ходе такта «сжатия» и «расширения».

Из чего же состоит данный механизм? Конструкции могут разниться, но так или иначе к основным элементам можно отнести: приводной ремень или цепь; механизмы натяжения и успокоения; распределительный вал (РВ) или валы с кулачками и коромыслами; толкатели и штанги, если таковые имеются в конструкции; направляющие втулки; впускные и выпускные клапана с пружинами; муфты изменения фаз газораспределения, если таковые предусмотрены конструкцией; сама головка блока цилиндров (ГБЦ), в которой и располагается добрая часть всего выше перечисленного.

 Газораспределительный механизм

 ГРМ

Привод ГРМ. Как мы уже написали выше, он может быть ременным, то есть по средствам зубчатого ремня, или цепным, то есть с помощью стальной цепи. Суть в том и в другом случае одна: на шестерню коленчатого вала (КВ) надевается ремень или цепь, которые далее одеваются на шестерню РВ. Вращаясь, шестерня КВ тянет привод, который начинает вращать шестерню РВ. В случае с ременным приводом, в конструкции всегда используется ролик натяжителя с натяжителем, который исключает провисания ремня и возможность перескакивания зубьев ремня. В ряде случаев в конструкции могут быть ещё и обводной (паразитный) ролик. В конструкции цепного привода, помимо шестерен, имеется натяжитель с башмаком и успокоитель. Их присутствие в конструкции имеет то же назначение, что и в ременном приводе.

Распределительный вал. Приводится в движение с помощью приводного ремня или цепи и обеспечивает своевременное открытие и закрытие клапанов по средствам кулачков. В конструкции может быть один общий вал на впуск и на выпуск (SOHC) или два отдельных вала на впуск и на выпуск соответственно (DOHC). На современных автомобилях чаще используется конструкция с двумя валами, так как подобная конструкция обеспечивает большую гибкость в работе впуска и выпуска, в зависимости от условий работы ДВС. Также можно разделить ДВС на нижнее вальное расположение и на верхнее. В современных автомобилях преимущественно используется верхнее расположение. При нижнем расположении в конструкцию внедряются толкатели и штанги. По сути, это рычаги, которые передают усилие от РВ к коромыслам. С верхним расположением вала необходимость в этих промежуточных элементах отпадает.

Кулачки. Представляют собой технологические наплывы на РВ в виде эллипсов или эксцентриков, напоминающих в профиль куриное яйцо.

Коромысла. Служат для передачи усилия от кулачков РВ на стержни клапанов, а также изменения его направления. Устанавливаются они на стержни, которые крепятся в головке блока цилиндров.

Направляющие втулки. Собственно говоря, это тоннели, в которых ходят клапана.

Клапаны. Детали в форме гриба или гвоздя с большой шляпкой. Имеют плавный переход от головки к стержню для наименьшего сопротивления хода газов. Головки клапанов имеют фаски, которые представляют собой шлифованную конусную поверхность для наиболее плотного прилегания к седлу, то есть к поверхности ГБЦ. Клапаны всегда притираются к седлам для обеспечения наилучшего прилегания к поверхности седла, что обеспечивает герметичность. В обычном, спокойном положении клапан прижимается к седлу клапанной пружиной, а отжимается от неё лишь кратковременно под действием коромысла, которое в свою очередь приводится в движение кулачком распределительного вала.

Клапаны бывают впускными, через которые в цилиндр поступает топливовоздушная смесь или воздух, и выпускными, через которые из цилиндров выводится отработавшие газы. На каждый цилиндр приходится как минимум по одному клапану каждого вида. Но их может быть и больше. На современных авто, как правило, устанавливается по два клапана на впуск и столько же на выпуск.

Муфты изменения фаз газораспределения. В современных автомобилях, для обеспечения наиболее оптимальной работы двигателя в различных и быстро меняющихся режимах, на шестернях привода распределительных валов устанавливают специальные муфты, которые в кратчайшие сроки по средствам электромагнитов и масла меняют положение валов. То есть, вращают их вокруг собственной оси, тем самым меняя время открытия впускных и выпускных клапанов, а также продолжительность этих самых открытий. В ряде режимов даже происходит одновременное открытие и впускных, и выпускных клапанов.

Это то, что хотелось бы сказать относительно конструкции ГРМ.

Также есть смысл упомянуть и о регламенте замены приводных ремней или цепей ГРМ. Дело в том, что ремень привода ГРМ, так же как и любой другой приводной ремень, подлежит замене. В данном случае, в отличие от прочих ремней, меняется он по определенному регламенту. И если его не поменять, выработав свой ресурс, ремень может оборваться, что почти всегда сопровождается дорогостоящим ремонтом. Цепной привод рассчитан, как правило, на весь срок службы авто. Но, в случае его выхода из строя, оборачивается гораздо большей стоимостью ремонта.

К плюсам ременного привода можно отнести: более тихую и мягкую работу, а также более простую процедуру замены. У цепного привода тоже есть плюсы: более долгий срок службы.

Вот, пожалуй, и все, что хотелось рассказать на уроке по теме ГРМ.

Будьте грамотными.


ʘ 926   |   ♥ 2   |   2017-03-16











Комментарии к этому материалу:

Хорошая статья, а главное на понятном языке . Вот ещё бы по ремонту так же расписали бы


Да, полезно знать как там и что в моторе!!




Добавить новый комментарий

Введите числа:




Вы читаете материал на тему Урок технической грамотности. Газораспределительный механизм




Мы в соцсетях

Как открыть свой бизнес

Как открыть свой бизнес?
Узнай на OSBi!

Рейтинг@Mail.ru