Урок технической грамотности. Кривошипно-шатунный механизм


Кривошипно-шатунный механизм

Доброго дня, дорогие читатели! В этой статье хотелось бы вкратце и простым языком рассказать, что такое КШМ. Что это, зачем и для чего? Считаю, что эта информация не повредит любому автолюбителю, так как система кривошипно-шатунного механизма, а именно так она и расшифровывается, крайне важна. Почему? Да просто потому, что ДВС считается сердцем автомобиля, а КШМ в таком случае является его предсердием или желудочком. Тут уж как кому будет удобней.

Итак. Определение мы уже дали. Для чего же нужна эта система, что она делает? А задача этой системы заключается в преобразовании возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала, который, в свою очередь, по средствам трансмиссии передает крутящий момент на ведущие колеса. Иными словами, это одна из важнейших систем двигателя внутреннего сгорания.

Из чего же, из каких деталей состоит вся система? Их принято делить на две группы - подвижные и неподвижные.

Кривошипно-шатунный механизм

Неподвижные: блок цилиндров с картером, головка блока цилиндров, крышка головки блока цилиндров, картер маховика и сцепления, поддон картера ДВС, гильзы блока цилиндров и различные прокладки.

Подвижные: поршни, поршневые кольца (компрессионные и маслосъёмные), поршневые пальцы со стопорными кольцами, шатуны, вкладыши, коленчатый вал и маховик.

Подробно останавливаться на неподвижных элементах не станем, так как это, по сути, корпус ДВС, а вот пару слов про подвижные элементы сказать стоит.

Поршень. Это цилиндрическая деталь из алюминия, которая воспринимает давление газа в камере сгорания и преобразует его в поступательное движение шатуна внутри цилиндра.

Поршневые кольца. Бывают компрессионными, которые препятствуют прорыву газа из камеры сгорания в картер, обеспечивая создание давления в этой самой камере. Также существуют маслосъёмные кольца, которые, в свою очередь, удаляют масло со стенок цилиндров и препятствуют попаданию масла из картера ДВС в камеры сгорания.

Поршневой палец. Представляет собой стальную втулку, которая вставляется в юбку поршня (это его нижняя часть), на среднюю часть которой одевается шатун. Таким образом, поршневой палец представляет собой механизм соединения поршня и шатуна. В юбке поршня он фиксируется стопорными кольцами.

Шатун. Это штампованная или кованая деталь, которая передает движение от поршня коленчатому валу, начиная преобразовывать это движение из возвратно-поступательного во вращательное. Один конец шатуна, как мы уже знаем, крепится к поршневому пальцу, а второй к шатунной шейке коленчатого вала, через вкладыши. Данное соединение является разборным, так как имеет шатунную крышку.

Вкладыши. По своей сути являются железными прокладками, обеспечивающими определенную плотность и подвижность соединения шатуна с коленом вала.

Коленчатый вал (КВ). Самая основная, дорогостоящая и сложная в изготовлении деталь всего механизма. Представляет собой сложную по конфигурации деталь из стали или чугуна. Складывается из: коренных шеек, то есть части вала, которые лежат в постелях и вращаются вокруг своей собственной оси; шатунных шеек, которые вращаются по окружности вокруг центральной оси коренных; щек, которые соединяют между собой коренные и шатунные шейки; противовесов, которые обеспечивают баланс механизма и располагаются строго напротив шатунных шеек. Именно коленчатый вал и преобразует прямолинейные движения поршня и шатуна во вращательное.

Маховик. Представляет собой чугунный диск с зубчатым венцом на окружности. Служит для запуска ДВС по средствам стартера, который входит в зацепление с венцом. А также обеспечивает равномерное вращение коленчатого вала, так как последний склонен к колебаниям из-за того, что работа, которую совершают газы, при расширении в камерах сгорания происходит не всегда, а лишь при определенном положении коленчатого вала.

И все же пара слов о неподвижных деталях.

Блок цилиндров. Это сложная отливка с множеством отверстий и наплывов из чугуна или алюминия. Его ещё называют коротким блоком. По сути, это фундамент всего ДВС с рубашками охлаждения и каналами для смазки трущихся деталей. А самое главное то, что именно в блоке цилиндров и располагаются те самые гильзы цилиндров, где и двигаются поршни.

Головка блока цилиндров (ГБЦ). Не менее сложная отливка из алюминия, в которой располагаются камеры сгорания, клапанный механизм, места установки свечей, а в ряде современных ДВС ещё и топливных форсунок. В нем также есть рубашка охлаждения, которая соединяется с таковой же у блока цилиндров.

Клапанная крышка. По сути, и есть продолговатая крышка, которая одевается на верхнюю часть ГБЦ, скрывая распределительные валы (РВ).

Картеры. Считайте полости, в которых располагаются различные элементы, типа маховика.

Поддон картера. Резервуар с маслом, которое необходимо для смазки трущихся деталей ДВС.

Вот, пожалуй, и все, что хотелось сказать на данном уроке, темой которого был кривошипно-шатунный механизм, то есть КШМ.

Будьте грамотными.


ʘ 1499   |   ♥ 2   |   2017-02-09











Комментарии к этому материалу:

А чего, полезненько так!




Добавить новый комментарий

Введите числа:




Вы читаете материал на тему Урок технической грамотности. Кривошипно-шатунный механизм




Мы в соцсетях

Как открыть свой бизнес

Как открыть свой бизнес?
Узнай на OSBi!

Рейтинг@Mail.ru