Выбор коробки передач - МКПП, АКПП, CVT, РКПП


Между автомобилистами давно ведутся споры, что лучше, механика или автомат? То есть, какая же коробка лучше. И, наверное, эти споры никогда не прекратятся. Именно поэтому, я и решил вставить свои, так сказать, три копейки.

Выбор коробки - автомат или механика

Начать предлагаю с определения коробки передач. Коробка – это элемент трансмиссии, который предназначен для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, а также его изменения по величине и направлению. То есть, это узел или, если хотите, агрегат, который позволяет менять передаточные числа в зависимости от условий движения, а также с его помощью можно менять направление движения вперед или назад. И, естественно, без коробки не обходится не один современный гражданский автомобиль, которые мы привыкли видеть на дорогах. И относиться к коробкам нужно именно, как к трансмиссии, а не как к какой-то там опции. А то многие сторонники ручных, то есть механических коробок, считают их базовыми, а всё остальное как дополнительное оборудование, как опции, как навороты. И это неправильно.

А теперь, давайте разберёмся, какие вообще коробки встречаются на современных автомобилях. Имею в виду массово в промышленных масштабах. Это я сразу пытаюсь ответить на возражения читателей, которые могут сказать, что, мол, есть ещё вот такие-то разработки и такие-то концепты, и вообще такая-то такая фирма представила разработку, в которой коробки вообще нет или её заменяет то-то. Вооот. Вернёмся к коробкам. На современных автомобилях можно встретить четыре варианта коробок: 1- механические (МКПП), 2- автоматические (АКПП), 3- вариаторы (CVT), 4- роботы (РКПП). По сути, все коробки, кроме первых, условно можно отнести к автоматическим, точнее, наверное, даже будет сказать к не механическим. Смысл в том, что внешне автомобили, оборудованные этими типами трансмиссий, а коробка перемены передач, как мы уже разобрались – это один из элементов трансмиссии, выглядят в салоне одинаково. На них на всех, кроме машин с ручными коробками, всего две педали и селектор самой коробки, который предусматривает один перевод в какое-то положение перед началом движения и всё. Ну, по крайней мере, до тех пор, пока не понадобится остановить автомобиль или изменить направление движения.

Так вот, споры между автолюбителями как раз и ведутся на тему «механика» или «не механика». Давайте разберёмся, в чём отличия одних от других, а самое главное, какие есть плюсы и минусы.

Механическая коробка передач

Механическая коробка перемены передач. Самая простая. Даже, если хотите, примитивная коробка. По сути это корпус, в котором находятся: три вала (первичный, вторичный и паразитный); шестерни с синхронизаторами; простейшие механизмы, отвечающие за зацепление этих самых шестерен; пара датчиков. Внутри масло. Всё. Не сложнее велосипеда. Поэтому, её основными достоинствами являются дешевизна при изготовлении, надёжность (хотя, как вы знаете, сдури много чего можно сломать, и такие умельцы действительно находятся), высокая ремонтопригодность, низкая цена коробки в сборе. Отрицательная сторона, наверное, одна и она очень весомая – это необходимость постоянно наяривать правой или левой рукой, в зависимости от расположения руля. От чего ей даже дали название «мешалка», так постоянно, особенно в условиях городских пробок, приходится мешать мешалкой в киселе передач. Особенно это название актуально для коробок, у которых неважная избирательность. В жару, в ливень, в условиях городской суеты и пробок, ещё и в центре города, да и не дай Бог ещё и тугая педаль сцепления. Это просто мрак! Из обслуживания предполагается только замена масла раз тысяч в сто и замену сцепления, в зависимости от стиля и манеры езды. На износ последнего сильно влияют и навыки водителя. Бывает, что оно не требует замены и при пробеге в сто пятьдесят или даже двести тысяч километров. А некоторые умудряются сжечь его и за две-три тысячи пробега. При этом, как они утверждают: «Да вы что, я даже не буксовал». А в конце многие любят подтвердить это фразой типа: «Я же тридцать лет за рулём»!

Автоматическая коробка передач

Автоматическая коробка перемены передач. Или их ещё называют классическими автоматами с гидротрансформаторами. Кстати, этот самый трансформатор заменяет сцепление на МКПП. Имеют сложную, по сравнению с механической коробкой, конструкцию; дорогие в изготовлении; высокие потери КПД в гидротрансформаторе; низкая ремонтопригодность. Хотя, в современном мире с последним проблемы встречаются всё реже. Спрос рождает предложение. В любом крупном городе есть организации, которые без проблем проведут ремонт вашей АКПП. Причем стоимость таких работ становится всё ниже. Конкуренция среди них нам во благо. А если речь идёт о простейших 4-ох ил 5-ти ступенчатых автоматах, так это они уже готовы будут сделать, как говорится, дома на коленке. Конструктивно представляет собой такая коробка следующее: корпус, всё те же валы, пакеты фрикционных накладок, гидроблок, куча датчиков, блок управления. Внутри специальное масло. Если так подумать, то вроде, тоже не вот уж самолёт. Но всё дороже и надо в этом разбираться. То есть нужен только специалист с головой и руками. Из обслуживания только своевременная замена масла и всё. Но сколько комфорта при движении. Отсутствие не нужных и нелогичных действий. Хочешь ускориться? Нажми на ГАЗ. Остановиться? На тормоз. Изменить траекторию движения? Поверни руль. Нет необходимости думать о не нужном, нелогичном и никак не связанном с этими желаниями переключении каких-то там передач. Зачем? Да, на трассе пару раз переключить передачи может и не обломит. Или даже иной раз подзадорит. Но в городе-то? Да в тех условиях, про которые было написано ранее. Нееет. Автомат куда приятнее. Что расход бензина выше? То есть вас как-то разорит один лишний литр бензина на сто километров? Ребята, закрывайте статью. Выбор коробки - автомат или механика Подавайте объявление о продаже вашего авто. Вам на троллейбусе ездить надо – там ещё дешевле. А лучше ещё и проездной купите! Да, да, да, с таким подходом по другому нельзя! А знаете ли вы, дорогие экономисты, что тот же компрессор кондиционера может потреблять до двадцати или даже тридцати процентов мощности двигателя? Особенно на маломощных ДВС. Вот вам ещё один лишний литр бензина на сто километров. Всё? Теперь кондиционер тоже включать не будете? Многие из тех, кто поездил на машинах с автоматами, на механику уже пересаживаться не хотят. К хорошему быстро привыкаешь. И многие готовы за это платить. Плюс ко всему, АКПП способны переваривать высокие крутящие моменты не хуже механических коробок. То есть плюсов куча, а минус только в том, что они чуть дороже механики.

Вариаторная коробка передач CVT

Вариатор (CVT). Ещё один яркий представитель не механических коробок перемены передач. Да что там говорить? В нём и передач как таковых нет. Это бесступенчатые коробки. Вообще никаких переключений, рывков и толчков. Всё ровно и спокойно. И это их проблема. Но об этом чуть далее. По сути, это вообще самый древний способ изменения передаточного числа. Ведь ещё в глубокой древности были придуманы и широко использовались валы и блоки, а уж много позже появились шестерёнки и зубчатые колеса, которые лежат в основе МКПП. Итак, вот из чего состоит вариатор: корпус, два раздвижных шкива с ремнем или цепью, куча датчиков, блок управления. Внутри специальная жидкость для CVT. Изменение передаточных отношений производится шкивами. Сдвигаясь и раздвигаясь, они как раз и меняют эти самые значения. Как ни странно, тоже ничего сложного. Роль сцепления играет гидротрансформатор. Из обслуживания так же только замена жидкости. В чём достоинства и недостатки этой коробки? Она так же, как и классический автомат, дороже в изготовлении по сравнению с ручной коробкой, но при этом несколько дешевле автомата. Тоже имеет потери полезной энергии в гидротрансформаторе. Дарит самый высокий уровень комфорта, так как нет переключений передач. Позволяет несколько экономить топливо, по сравнению с классическим автоматом. Не ремонтируется. Хотя и их сейчас начинают пытаться ремонтировать. Низкая надежность. Об этом есть смысл поговорить, тем более, что обещал это чуть выше. Как уже было написано ранее, этот тип трансмиссии предназначен для наиболее комфортной езды, без каких-либо переключений и рывков. Как следствие, спокойной, даже если хотите, вальяжной езды. Не иначе. Но! Мы же так не умеем и не понимаем, и даже думать об этом не собираемся. «Чё? Я машину купил за такие бабки! И ваще она у меня на гарантии!» - рассуждают многие и жмут на тапочку. Причем, как говорится один раз и до упора. А вариатор для этого ну никак не предназначен. Это всё равно, что пилить железо ножовкой по дереву. Не пилит? Так я поднажму и буду возить туда-сюда почаще. Пила затупилась? С чего бы это? Неожиданно блин! Помните, что сто процентного КПД быть не может. Не может коробка быть и комфортной, и экономичной, и надёжной, и динамичной. Да и закон сохранения энергии никто не отменял. Не может вдруг из неоткуда взяться куча свободной энергии, совершить полезную работу и также в никуда исчезнуть. Если вы этого не понимаете, тогда вам надо почитать учебник по физике, а не на машине ездить. Так что книгу в руки и в метро – там многие читают, пока едут. Не переживайте, знания вам пригодятся, так в современном мире, многие производители всё чаще ставят такие коробки на свои машины, снижая тем самым себестоимость своей продукции. Ну и как следствие, потом ещё раз зарабатывая на вас, когда вы убьёте свою коробку. Ну что, дураков учить надо. Мы же книжки и инструкции по эксплуатации не читаем. Так что, если грамотно эксплуатировать вариатор, всё у вас будет в порядке. Да! Чуть не забыл. Помимо всего выше перечисленного, CVT, в отличии от всех остальных коробок, не может переваривать большие крутящие моменты. Поэтому его не устанавливают на мощные автомобили и на нём нельзя буксировать тяжёлые прицепы.

Роботизированная коробка передач

Роботизированная коробка передач. Тут всё не совсем просто. Некоторые скажут, что этот тип трансмиссии правильнее отнести к механическим, так как это и есть механика, в которой передачи переключает компьютер. Согласен, но всё же вернее будет отнести их к немеханическим. Почему? Да потому, что не имеет особого значения, как устроена коробка внутри, из чего состоит, за счёт чего работает. Важно то, что сам водитель ничего не переключает. Именно по этому принципу они и делятся на ручные, где мы сами управляем этим процессом с помощью головы – это компьютер, и рычагов в виде рук и ног, и все остальные, где процессом рулят электронные мозги, соленоиды, клапана, датчики и приводы. Строение этих коробок в чём-то перекликается с обычными механическими коробками, а в чём-то с автоматами и вариаторами. Состоит она, так же как и все из: корпуса, валов, шестерен, синхронизаторов, блока управления, кучи датчиков. Внутри, традиционно, масло. Причём, роботы можно разделить на две подгруппы. Старые, которые иногда встречались раньше, с одним сцеплением. Мерзкие, признаться честно, были коробки. Уж очень они любили потолкаться при смене передач. И нового образца, которые сейчас получают очень широкое распространение. Всё та же механика, но уже с двумя комплектами сцепления и двумя блоками управления. Каждый, так сказать, комплект, отвечает за свои передачи. Один за четные, а другой за нечетные. Естественно, у них традиционно, есть достоинства и недостатки. В производстве они дороже простой механики, но могут уступать автоматам. Конструкция получается чуть сложнее всё той же механики, но проще автомата и вариатора. Обслуга тоже всегда будет более сложной и дорогостоящей, нежели у простой механики. Во-первых, сцепления два. Во-вторых, там ещё и какие-то блоки управления есть, механизмы, которые ведают смыканием и размыканием сцеплений и включением/выключением нужных передач. Но это опять же, когда износятся элементы сцепления. И к этому надо быть готовым, ведь как не крути, а работы всегда будут стоить как минимум в два раза дороже по сравнению с заменой обычного сцепления. Запчастей в два раза больше, работы в полтора-два раза сложнее. А так традиционная смена масла и всё. Основным минусом можно считать новизну. Просто разрабатывая что-то с нуля, неизбежны какие-то, так называемые, детские болячки, которые со временем, как правило, вылечиваются. Но, у этих коробок есть серьёзные плюсы: отсутствие потерь в гидротрансформаторе, так как его просто нет; экономичность, как простой механики; быстродействие выше, чем у ручной коробки и тем более у автоматов и вариаторов, так как у них во время включенной какой-то передачи, всегда наготове следующая; самая высокая интенсивность ускорения и самый высокий в этом плане КПД, так как нет разрыва в передаче крутящего момента; способность переваривать высокие крутящие моменты. Вполне возможно, что за этими типами трансмиссии будущее. Хотя по началу особой надёжностью они откровенно не блистали, да и иногда попинываются в городской толкотне!

Общими чертами всех немеханических коробок являются большие размеры и масса. Но это смущать не должно, так как любой агрегат имеет массу и свои размеры, что-то больше, что-то тяжелее. Так что и тут это смущать не должно.

Теперь хотелось бы парировать высказывание многих людей, которые склоняют к механике. Звучит оно примерно следующим образом: «Я сам хочу переключать. Сам хочу контролировать». Ребята, скажите, а стёкла вы тоже в машине «вёслами» опускаете? Кондиционер – это тоже что-то сверх новое и страшное? А ведь есть климат-контроль, который сам без вашего ведома всем руководит! А датчики света и дождя вам не мешают контролировать момент включения и выключения? Да что там говорить, сиденье может двигаться с помощью электропривода, а не рукой, вращая барашек. Ну а то, что существуют адаптивные подвески и головной свет или активный круиз-контроль, наверное, вообще лучше не упоминать? Вдруг мозг взорвётся, тогда точно придётся прибегнуть к услугам интеллектуального и электронного блока управления :-) Не обижайтесь, конечно, я не для этого все пишу. Хотя список я мог бы и продолжить.

Далее, многие утверждают, что машина на автомате ему не подойдёт, так как у него плохие подъездные пути к дому или даче. Это может иметь место быть. Но, только если у вас там ну вообще нет дороги. Дело в том, что все исследования давно подтвердили, что на лёгком гражданском бездорожье автомат (любая не механика) предпочтительнее. Дело в том, что электроника более плавно переключает передачи, нежели человек. Что не даёт вам возможности переборщить с подачей топлива, скажем, после включения следующей передачи. Или у вас не дрогнет нога на очередной кочке, отчего вы не нажмёте резко на педаль, а как следствие не сможете закапать автомобиль. А уж у бесступенчатых коробок и вовсе, даже переключений не будет.

Многие «настоящие водители» утверждают, что они любят погонять! Не смешите. Для того, чтобы действительно погонять, вам, во-первых, надо научиться гонять, а учатся этому не на дорогах, а в специальных школах, а во-вторых, гонять надо на специальных трассах, а не как не по городу, где ездим мы, «простые водители». Выбор коробки - автомат или механика Да и потом, ещё вчера мы все ездили на простых Жигулях. И это ещё в лучшем случае. А сегодня мы вдруг все стали искушенными драйверами, которые любят скорость, мощные двигатели. Форсажа насмотрелись! Ещё вчера мы бились над тем, чтобы машина вообще поехала. А сегодня мы отчётливо чувствуем грань сцепных свойств покрышек, за которую мы точно не выйдем. А если вдруг, то у нас такой багаж знаний и умений контраварийного вождения, что мы без проблем заложим автомобиль в управляемый занос, причем без участия рулевого управления, только играя педалью акселератора. Ну и кульминацией станет грамотное открытие на выходе. Ну а чём речь? Не иначе. Ведь так, гонщики. Не в обиду опять же тем, кто действительно владеет всем этим мастерством.

Многие «опытные водители» утверждают, что автомат (опять же все не механики) тупит. И да, и нет. Дело в том, что блоки управления ДВС и КПП не могут заранее чувствовать, что от них потребуется в следующее мгновение. Конечно, они анализируют информацию с различного рода датчиков и, опираясь на их показания, пытаются контролировать все процессы, согласно заложенных в них заранее алгоритмов работы. Но они не волшебники. Да и мы сами не всегда знаем, что мы сделаем в следующую минуту. К примеру, мы планировали ехать равноускоренно, но тут из-за поворота или с прилегающей территории вылетает какой-то лихой участник движения. Следовательно, нам нужно резко затормозить или наоборот ускориться. Нам самим нужно определиться, а уж потом подать сигнал автомобилю, чего мы от него хотим. А он должен среагировать только после этого. Естественно, на это нужно время. В конце концов, нам же понадобится время элементарно воткнуть пониженную передачу на ручной коробке, чтобы у нас получился запас крутящего момента. Так почему электроника не имеет на это право? Да и плюс ко всему, современные коробки являются адаптивными. То есть они подстраиваются под стиль и манеру езды водителя. Иными словами, если долгое время ездили спокойно, то резко утопив педаль акселератора, мы не получим мгновенного ускорения. Просто коробка построилась под нас, и старается переключать передачи плавно, спокойно. И наоборот. Предположим, мы один из тех, кто носится, как угорелый по городу всю жизнь. И вдруг, не знаю, у нас похмелье. Нас мутит, нам плохо. Мы хотим спокойно переместиться в пространстве из точки А в точку Б. Так эта «тупая» коробка чего-то суетится, пинается, переключается резко. Какая она непонятливая. Ой, какая плохая коробка. Конечно, зеркало виновато :-)

Машину на автомате и прочих не ручных коробках нельзя буксировать. Бред! Делать это можно. Но нужно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации. Дело в том, что необходимо соблюсти два условия. Первое – это ограничение по расстоянию, как правило, в пределах пятидесяти километров. Второе – ограничение скорости. Тут тоже километров сорок-пятьдесят в час. Быстрее может быть элементарно опасно. А ну да, последнее – перевести селектор коробки в положение «N».

Многие из тех, кто выступает за механики, в откровенных разговорах признаются, что купили бы автомат, что они вроде как и не против. Но! Просто машина с автоматом стоила дороже, а денег не было. Или они были ограничены в средствах, как это часто бывает.

Да и все последние исследования подтверждают, что с каждым годом, машин на автоматах (считай также вариаторах и роботах) продаётся всё больше. Ведь недаром, даже АвтоВАЗ начал выпуск автомобилей с автоматами и роботами. Так что, лёд тронулся, господа присяжные заседатели.

Век механических коробок в гражданском автомобилестроении заканчивается. Конечно, они не уйдут полностью. Ведь и у них есть достоинства и недостатки, как и у всех остальных. Нет идеальных коробок. А если вдруг такие когда-то и появятся, что маловероятно, то все остальные будут просто не нужны.

А пока, пересаживаемся с МКПП на АКПП, CVT и РКПП.

Выбор коробки - автомат или механика

ʘ 4444   |   ♥ 3   |   2015-06-07











Комментарии к этому материалу:

Да пофигу какая коробка, лишь бы не самому ногой работать!


Я за автомат. Раньше была машина на ручке. Теперь автомат. Чуваки, это реальная тема.




Добавить новый комментарий

Введите числа:




Вы читаете материал на тему Выбор коробки передач - МКПП, АКПП, CVT, РКПП




Мы в соцсетях

Как открыть свой бизнес

Как открыть свой бизнес?
Узнай на OSBi!

Рейтинг@Mail.ru