Урок технической грамотности. Система электропитания автомобиля


Система электропитания автомобиля

Здравствуйте, обучающиеся и все остальные, кому данная тема показалось не лишней для расширения кругозора или для систематизации каких-то уже имеющихся знаний. В сегодняшней статье я, как всегда, максимально простыми словами попытаюсь рассказать то, что достаточно и желательно знать простому обыкновенному водителю о системе электропитания автомобиля. То есть речь пойдет об источниках питания, которые обеспечивают электричеством потребителей этого самого электричества.

Итак, для чего система нужна, думаю, понятно. Для обеспечения функционирования узлов и агрегатов, работающих на электричестве. Что же у нас относится к источникам электропитания? Это всего лишь два элемента: аккумуляторная батарея (АКБ) и генератор.

Начнем, пожалуй, с АКБ. По своей сути, он является банальным накопителем энергии. Углубляться внутрь него не станем, незачем. А вот про все остальное пару слов сказать стоит. Внешне автомобильный аккумулятор представляет собой большой прямоугольный ящик с двумя контактами. Так сказать, «плюс» и «минус», к которым присоединяются клеммы электроцепи. Также на АКБ могут быть пробки, шесть штук. Через них можно было контролировать уровень электролита и доливать его по необходимости. Почему «было»? Дело в том, что на современных АКБ таких пробок, как правило, нет. Батареи стали необслуживаемыми. Единственное, что осталось для какого-то контроля – это окошечко, которое условно помогает водителю контролировать его состояние. Условно, опять же, потому, что индикация в этом окошке в ряде случаев видна плохо. А потому и понять, в каком состоянии батарея, фактически невозможно.

Назначение аккумулятора многих простых водителей может и удивить. Дело в том, что во время эксплуатации автомобиля, то есть езды, он как таковой не нужен. Более того, он сам является в какой-то степени потребителем. Основное его предназначение – это подача напряжения на стартер в момент пуска ДВС. После запуска двигателя, аккумулятор в большинстве случаев находится в состоянии покоя и сам восстанавливается, заряжаясь от генератора. В то же время к трутням его отнести нельзя, так как в ряде случаев он опять начинает работать и во время движения. Таких случаев по сути два. Первый – это питание электропотребителей в случае, когда их задействовано много и тока, вырабатываемого генератором, просто не хватает. И второй – это ситуации, при которых происходят «скачки» напряжения. В данных ситуациях эти самые излишки должны куда-то деться. А если наоборот «просадки» напряжения, то опять же должно откуда-то взяться дополнительное. Тем самым АКБ играет роль резервного стабилизационного ресурса. Ну и естественно, когда ДВС заглушен, а вы включаете какие-то электропотребители, то их питание обеспечивает АКБ.

Стоит ли говорить, что в современных автомобилях нагрузка на АКБ, генератор и всю электроцепь значительная? Думаю, это очевидно. А отсюда вопрос: Чего же вы, господа, удивляетесь, что аккумулятор на вашем автомобиле вышел из строя так быстро? Естественно, что на ваших старых «Жигулях», «Москвичах» и «Волгах» такого не было. Там просто потребителей столько не было! И не надо говорить, что производители современных автомобилей должны это учитывать. Они это делают, но «засунуть» в машину здоровый АКБ они тоже не могут. Места столько просто нет. Хотите более длительную жизнь для вашей батареи? Больше ездите, дольше прогревайте, меньше балуйте себя всяческими подогревами и прочим. Или чуть чаще меняйте батарейку. Закона сохранения энергии никто не отменял.

Генератор. Это та самая большая цилиндрическая штука с коричневатыми проводами внутри, которые видны сквозь отверстия. Генератор – это тот самый «трудяга», который «не покладая рук» обеспечивает наши с вами электропотребители так необходимой им энергией. А что, собственно говоря, относится к потребителям? К ним относятся: система зажигания; все блоки управления; все осветительные приборы и сигнализационные лампы; контрольно-измерительные приборы и всё сопутствующее оборудование типа отопителя, кондиционера, мультимедиа, подогревов и прочего дополнительно оборудования. Иными словами, генератору есть для чего работать. Да, и не забывайте о том, что он ещё и подзаряжает нашу АКБ, после того, как та на сколько-то разрядилась после пуска ДВС, прослушивания музыки на природе или подпитки блоков управления, которые полностью никогда не отключаются, и особенно блока управления сигнализацией, который «трудится» пока все остальные «отдыхают».

В отличие от аккумулятора, про внутреннее строение генератора есть смысл сказать пару слов. Дело в том, что если АКБ вышел из строя, то его уже только менять. Имею в виду ситуацию, когда батарея уже не берет заряд и его не держит. Но вот учитывая устройство генератора, он вполне ремонтопригоден. И посему, некоторое понятие о его устройстве лучше иметь. А состоит автомобильный генератор, как и любой другой, из весьма стандартных компонентов: корпуса; статора (неподвижная внешняя обмотка); ротора (подвижная внутренняя обмотка); реле-регулятора напряжения; выпрямителя напряжения; подшипников; контактов и шкива. Как видите - всё весьма просто. И это всё вполне себе ремонтируется и меняется. Это на случай, если вдруг на сервисе вам скажут, что генератор вышел из строя и его только менять. Не верьте.

Естественно, к системе питания относятся и многочисленные провода. Но про них говорить смысла нет.

Также не лишним будет знать следующее. Напряжение в бортовой сети легкового автомобиля ровняется 12-ти вольтам. Хотя на клеммах АКБ оно должно колебаться в диапазоне 13,5-14,5 вольт. Все электроприборы подключаются параллельно, для обеспечения функционирования остальных при выходе из строя одного. Электрическая цепь собирается по однопроводной схеме. То есть провод везде идет «плюсовой». А роль «минуса» играет любая железная деталь, как правило, это корпус автомобиля.

Вот, пожалуй, и всё, что необходимо и достаточно знать простому водителю о системе электропитания автомобиля.

Будьте грамотными!


ʘ 174   |   ♥ 2   |   2018-05-05











Комментарии к этому материалу:

Если бы всё было так просто




Добавить новый комментарий

Введите числа:




Вы читаете материал на тему Урок технической грамотности. Система электропитания автомобиля




Мы в соцсетях

Как открыть свой бизнес

Как открыть свой бизнес?
Узнай на OSBi!

Рейтинг@Mail.ru