Урок технической грамотности. Тормозная система


Тормозная система автомобиля

Всем здравствуйте! Предлагаю вашему вниманию пару строк о ещё одной очень даже важной системе автомобиля – тормозной. Традиционно, сразу же оговорюсь, что тут вы не вычитаете никаких новых технологий или ещё чего-то. В этой статье я, как и в предыдущих из этой рубрики, попробую простыми словами рассказать об устройстве, работе и прочих основных моментах данной системы. На всякий случай, чтобы разложить все по полочкам.

Начнем с определения того, какие вообще бывают тормозные системы. В современном автомобилестроении можно встретить следующие типы: пневматические, гидравлические, электрические, механические и смешанные. Нам, как автомобилистам-любителям, которые управляют обычными легковыми автомобилями, будут интересны в основном гидравлическая, так как именно она применяется на современных легковых автомобилях, а также механическая и электрическая, так как та или другая обязательно есть на современных авто.

Тормозная система на легковом автомобиле бывает двух видов (делится по назначению): 1 - основная или рабочая; 2 - стояночная, она же «ручник».

Рабочая тормозная система.

Это та система, которой мы пользуемся для того, чтобы остановить автомобиль во время движения или удерживаем его, скажем, во время непродолжительной стоянки на светофоре. Принцип действия заключается в воздействии (давлении) на тормозные механизмы с помощью тормозной жидкости. Эта система является гидравлической. Состоит из: педали тормоза, главного тормозного цилиндра, вакуумного усилителя, бачка с тормозной жидкостью, тормозных трубок, тормозного суппорта, рабочих цилиндров с поршнями, тормозных колок, тормозных дисков или барабанов. Это основные элементы классической тормозной системы.

Рабочая тормозная система автомобиля

Тормозная педаль. Тут задерживаться не стоит. Это то, на что мы давим.

Главный тормозной цилиндр. Это то самое устройство, которое под действием педали тормоза начинает двигать (давить) тормозную жидкость в системе, которая в свою очередь и воздействует на исполнительные механизмы. Находится в подкапотном пространстве рядом с вакуумным усилителем.

Вакуумный усилитель. Не будем углубляться в его конструкцию. Скажем лишь, что без этого элемента в системе продавить тормозную педаль крайне сложно! Соответственно эффективность торможения ниже, а усталость ноги выше. Находится так же в подкапотном пространстве. Это та самая круглая штука, которая, как правило, устанавливается на стенке, отделяющей моторный отсек от салона.

Бачок для тормозной жидкости. Обычный резервуар, в который и заливается эта самая жидкость. Изготовляется, как правило, прозрачным для возможности контроля за уровнем жидкости. Располагается так же в подкапотном пространстве на главном цилиндре или в непосредственной близости от него.

Тормозные трубки. Это соединительные каналы, с помощью которых элементы тормозной системы подкапотного пространства соединяются с элементами, расположенных на колесах.

Суппорт. Это неподвижный элемент, который устанавливается непосредственно на колесо автомобиля. Является, своего рода, фундаментом исполнительной части тормозной системы. В него устанавливаются рабочие тормозные цилиндры и тормозные колодки. Собственно говоря, в нем и находится рабочий тормозной цилиндр, к которому подсоединяются тормозные трубки, которые другим концом соединяются к главному тормозному цилиндру или иным узлам в подкапотном пространстве.

Рабочий тормозной цилиндр. В него, под высоким давлением, нагнетается тормозная жидкость из трубок, которая и выталкивает тормозной поршень. Он, в свою очередь, давит на тормозные колодки, прижимая их к поверхности тормозного диска.

Тормозные колодки. Это стальные накладки с нанесенным на них фрикционным материалом, которым колодки трутся о поверхность тормозного диска. Именно этот материал и стачивается, когда говорят, что колодки износились.

Тормозные диски или барабаны. Это единственные подвижные/вращающиеся элементы тормозной системы, которые крутятся вместе с колесом. Соответственно, рабочей поверхностью тормозных дисков является внешняя поверхность, а у барабанов - внутренняя. Современные легковые автомобили чаще комплектуются дисковыми тормозными системами, так как они являются более компактными, обладают более высокой эффективностью, дешевле и являются более простыми в обслуживании.

Следует знать, что классическая рабочая тормозная система имеет только прижимной механизм. «Разжимного» или «раздвижного» не бывает! Колодки расходятся под действием естественных сил трения и отсутствия воздействия со стороны «прижимных» сил.

Стояночная тормозная система.

Эта система необходима для удержания автомобиля в неподвижном состоянии во время стоянки, когда водителя нет в автомобиле. Используется в основном при постановке авто на уклоне. Её принцип действия заключается в механическом воздействии на исполнительные механизмы с помощью тросов или электрического импульса. Механический «ручник» состоит из: рычага внутри автомобиля, тросов стояночного тормоза, тормозных колодок и тормозных барабанов. Электрический «ручник» состоит из: кнопки в салоне автомобиля, проводки, электромотора, шпинделя, тормозных колодок и тормозных дисков рабочей тормозной системы.

Стояночная тормозная система автомобиля

Механический «ручник».

Рычаг или рукоятка в салоне. Та «палка» и «кочерга», как её ещё называют, в салоне, за которую мы тянем, когда хотим поставить автомобиль на ручной стояночный тормоз.

Тросы стояночного тормоза. Два стальных троса в кожухах, которые тянутся под днищем автомобиля от рычага в салоне до задних колес, которые и оборудуются стояночным тормозом.

Колодки стояночного тормоза. Это те элементы, которые прижимаются к барабанам. «Ручник» всегда представляет собой механизмы барабанного типа, даже если авто оборудован задними дисковыми тормозами. Это тот самый железный выступ в центре тормозного диска.

Тормозной барабан. Подвижная часть системы. К внутренней стороне барабанов прижимаются колодки стояночного тормоза, которые относятся к неподвижным элементам.

Электрический «ручник».

Кнопка. То, на что мы воздействуем в салоне автомобиля для постановки на «ручник» или снятия с него. Возможна автоматическая постановка на стояночный тормоз при выключении зажигания. Как правило, такая функция есть. Но её можно и отключить. Также возможно автоматическое снятие с «ручника» после запуска ДВС и нажатия на педаль газа.

Провода. Это заменители тормозных тросов у механической системы.

Электромотор. Исполнительная часть на тормозных суппортах, которая превращает электрический импульс от блока управления в механическую работу. В данном случае он воздействует на исполнительный элемент, который прижимает поршень к колодке.

Шпиндель. Тот самый исполнительный элемент, который воспринимает усилие от электромотора и воздействует на поршень.

Тормозной поршень, тормозные колодки, тормозные диски. Назначение то же, что и во всех предыдущих описаниях. Есть лишь две особенности. Во-первых, в случае с электрическим стояночным тормозом, в конструкции никогда не используются тормозные барабаны, только диски. Во-вторых, это всегда элементы всё той же рабочей тормозной системы.

Стоит знать и понимать то, что электрическая стояночная версия имеет не только плюсы. К ним можно отнести: красоту и компактность в салоне; отсутствие необходимости тросов, которые тянутся под всем автомобилем; современность и простота в эксплуатации; отсутствие дополнительных элементов и узлов в конструкции задних колес, так как используется основная рабочая система. К отрицательным моментам можно отнести: примерзание колодок в зимнее время, если авто самостоятельно ставится на стояночный тормоз; возможный внезапный выход системы из строя по причине поломки какого-то банального датчика, о грядущем выходе из строя которого не было никаких симптомов; невозможность замены колодок без вмешательства диагностического оборудования, которое необходимо для развода суппорта.

Вот, пожалуй, и все, что необходимо знать обычному обывателю о тормозах своего автомобиля. Углубляться более глубоко нам явно не стоит.

Да, помните, что тормоза, как и рулевое управление – это залог вашей безопасности. Поэтому не забывайте менять тормозную жидкость, как то предписывает производитель. Ну и тормозные колодки с дисками тоже рано или поздно стоит менять.

Безопасной вам езды!


ʘ 203   |   ♥ 1   |   2018-01-16











Комментарии к этому материалу:

Электронные ручники - это беда




Добавить новый комментарий

Введите числа:




Вы читаете материал на тему Урок технической грамотности. Тормозная система




Мы в соцсетях

Как открыть свой бизнес

Как открыть свой бизнес?
Узнай на OSBi!

Рейтинг@Mail.ru