Урок технической грамотности. Рулевое управление


ГУР, ЭУР и рулевая рейка… Согласитесь, считалочка какая-то получается?!

Всем доброго дня!

Как вы уже поняли из названия, в этой статье речь пойдет о рулевом управлении и, более подробно, о таких вещах, как гидроусилитель руля, электроусилитель руля и рулевая рейка. Да, да, да, рулевая рейка, неисправности которой все боятся, как огня, и всегда уверены, что любые стуки и биения в рулевом – это есть проблемы с рейкой. А также разберемся, в чем же принципиальные отличия рулевого управления с ГУР от системы с ЭУР. В чем плюсы и минусы каждого. Конечно, любому из узлов рулевого управления можно было бы посвятить и отдельную статью. Но тогда бы пришлось углубляться в глубокие дебри, что нам не нужно, так как статьи с названием «урок технической грамотности» планировались именно как поверхностные, написанные простым языком без заумных фраз и для простых обывателей. То есть для нас с вами, обыкновенных водителей.

И ещё одна оговорка. В этой статье мы не станем рассматривать другие конструкции рулевого управления типа трапеции с сошками, маятниковыми рычагами и тому подобным. Они, конечно же, имеют место быть, но на современных легковых автомобилях используются все реже, а может и не только на легковых. Стало быть, и нам эта информация ни к чему. Так что в этой статье мы уделим внимание только наиболее важным элементам рулевого управления современных легковых автомобилей.

Итак, начнем с краткого определения своими словами и описания основных элементов РУ.

Само по себе рулевое управление – это система, служащая для изменения траектории или сохранения прямолинейного движения, а также является одной из важнейших систем обеспечения безопасности.

Из чего состоит?

С рулевым колесом все знакомы хорошо, и для чего оно нужно - тоже понятно. Руль, как его зовут в быту, устанавливается на рулевой вал. Рулевой вал необходим для передачи крутящего момента от рулевого колеса к следующим исполнительным механизмам. Вал, в свою очередь, состоит из двух карданных валов с подвижным соединением с изменяемым углом. Это необходимо для возможности регулировки рулевого колеса по высоте. Также на водном вале есть шлицы. За счет этого есть возможность изменять вылет рулевого колеса, то есть регулировать его и по вылету. Следом за рулевым валом идет та самая «страшная», но очень нужная рулевая рейка. В ней вращательное движение рулевого вала преобразуется в возвратно-поступательное движение рейки. Состоит из: корпуса, зубчатой рейки с шестерней и уплотнений. Как видите, ничего страшного и сложного. К торцам рейки с обеих сторон крепятся рулевые тяги, которые передают усилия дальше. К ним прикреплены рулевые наконечники, которые уже крепятся к поворотным кулакам. Вот, по сути, и вся конструкция рулевого управления.

Рулевой вал или валы. Особо останавливаться здесь нечего. Служат они для передачи вращения от рулевого колеса к следующим узлам. Имеют крестовины и шлицы, в которых, кстати, тоже возможны износы, со временем.

Рулевая рейка. Почему же для многих этот узел – это что-то страшное, а заключение о его неисправности звучит, как приговор? На самом деле причина в её стоимости. Редко можно найти новую рейку дешевле тысяч пятидесяти. И это ещё при условии, что на ней не будет усилителя. О них, кстати, позже. А нередко стоимость легко заваливает за сто тысяч и более. Ремонт? В ряде случаев это возможно, и на сегодняшний день в крупных городах действительно появляются организации, которые осуществляют процесс восстановления реек. А иногда они готовы просто продать уже некогда отремонтированную рейку с аналогичного автомобиля. Выходит, бояться нечего? Не совсем, учитывая, что сам завод-изготовитель не выпускает расходников для ремонта, а предлагает только заменить в сборе. Почему? Да, отчасти, это маркетинг. Продать запасную часть в сборе выгодней. А с другой стороны, производители просто не могут гарантировать надежную и безопасную эксплуатацию подобного узла после ремонта! А если ремонт будет проведен некачественно и рейку заклинит в движении на скорости? Возможен летальный исход! А такого никому не надо. Рулевое управление, как и тормозная система, являются гарантами безопасности. Поэтому тут иной раз лучше не рисковать. Даже проводя ремонт в специализированных центрах. А если кто-то готов рискнуть, то это уже его личное дело и ответственность.

Кстати говоря, регулировка этой самой рейки, в случае появления в ней повышенного люфта, дело тоже крайне тонкое и весьма опасное. Почему? Да потому, что люфт вызывается, как правило, износом центральной части самой рейки. То есть появляется излишний зазор в месте зацепления. Уменьшая его, путем регулировки, мы уменьшаем и зазор по краям этой самой рейки, что может свести его на «нет». Чем это грозит? Закусыванием рулевого механизма в крайних положениях. Представили? Вы на скорости повернули колеса и руль заклинил… Так не то что в ДТП попасть можно, но и погибнуть! Вот откуда и идут все страхи по поводу неисправности рейки! Дороговизна и фактически полное отсутствие возможности ремонта.

Рулим дальше.

Усилители рулевого управления. Все мы прекрасно знаем, как тяжело крутился руль на старых отечественных автомобилях. Нет, в движении никаких проблем. А вот на стоящем автомобиле? Для того, чтобы снизить это усилие и во время движения с невысокой скоростью, скажем, на парковках в том числе, в конструкцию рулевого управления и были внедрены усилители. Условно, их можно разделить на гидравлические и электрические.

ГУР – гидроусилитель рулевого управления. Более ранняя разработка. Суть её в следующем. В конструкцию рулевого внедряется насос, который приводится в движение ремнем от коленвала ДВС. Этот самый насос гоняет по системе гидравлическое масло, которое находится в специальном бачке. Эти два элемента соединены между собой трубками. Также трубки подходят и к рулевой рейке, в которой есть гидроцилиндр двойного действия. Он стоит на самой зубчатой рейке. В цилиндре есть поршень. В результате вращения рулевого вала, в распределителе, который стоит на корпусе рейки, открываются соответствующие клапана. Масло под давлением насоса попадает через эти клапана в гидроцилиндр с определенной стороны, тем самым оказывая воздействие на поршень и перемещая его вместе с рейкой. Масло с другой стороны поршенька выталкивается, ввиду отсутствия давления, через трубки в бачок с маслом. При возврате рулевого колеса в исходное положение, масло начинает толкать поршень в гидроцилиндре с другой стороны. Вот и весь принцип действия. Система обеспечивает: хорошую чувствительность рулевого управления, то есть обратную связь; возможность замены каждого элемента по отдельности; наличие симптомов каких-либо неисправностей. К минусам можно отнести: высокое давление в системе от насоса, что накладывает определенные требования на уплотнения и саму систему в целом; необходимость следить за уровнем масла, устранение течей; замена масла в системе.

Гидроусилитель руля схема

ЭУР – электроусилитель рулевого управления. Является более свежей разработкой. Возможны два варианта, в зависимости от установки самого усилителя: на рулевой рейке или на рулевом вале. В первом случае электромотор вращает рулевую шестерню, которая двигает рейку. Во втором случае электрический мотор является единым целым с рулевым валом и крутит непосредственно его. В обоих случаях необходима установка датчиков вращения рулевого колеса, которые будут передавать информацию исполнительному мотору в его блок управления. Получая сигнал от этих датчиков, блок управления генерирует импульсы, передает их на моторчик, с учетом направления движения - влево или вправо. Конструкция с электроусилителем также имеет плюсы и минусы. К достоинствам можно отнести: меньшее усилие на руле; отсутствие в конструкции жидкостей, а, соответственно, невозможность появления течей и снижения эффективности; возможность внедрения системы самостоятельной парковки автомобиля; не требует обслуживания. Минусы: слабая обратная связь на руле; возможен резкий отказ элементов без видимых предварительных неисправностей; высокая стоимость узлов для замены; большое количество датчиков и невозможность функционирования без любого из них.

Электроусилитель руля схема

Рулевые тяги, рулевые наконечники. И те, и другие служат для передачи движения от рейки к управляемым колесам. С помощью гайки рулевого наконечника возможна регулировка схождения передних колес. В случае появления люфтов в местах соединения - подлежат замене. Встречается также, к счастью редко, что они являются не разборными с рейкой узлами и не идут, как отдельные запасные части.

Вот, пожалуй, и все, что хотелось сказать о рулевом управлении, которое является одной из важнейших систем автомобиля.

Будьте грамотными!


ʘ 358   |   ♥ 1   |   2017-07-24











Комментарии к этому материалу:

А я думал ГУР уже не ставят...




Добавить новый комментарий

Введите числа:




Вы читаете материал на тему Урок технической грамотности. Рулевое управление




Мы в соцсетях

Как открыть свой бизнес

Как открыть свой бизнес?
Узнай на OSBi!

Рейтинг@Mail.ru